БЫСТРОВОЗВОДИМЫЕ И МОБИЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ

Характерной чертой развития отечественного и зарубежного строительства в настоящее время является расширение области использования не только обычных, традиционных и капитальных зданий и сооружений, но и не обычных, нетрадиционных, альтернативных строительных объектов. К их числу относятся быстровозводимые и мобильные комплексы.

Мобильные здания и сооружения – объекты комплектной заводской поставки, конструкции которых обеспечивают возможность их разборки и передислокации. При этом конструктивные решения элементов, узлов и строительные материалы позволяют осуществлять многократные процессы демонтажа, транспортирования и монтажа на новых местах эксплуатации.

Классификация мобильных зданий по функциональному назначению ...

В настоящее время в строительстве применяются различные типы и виды мобильных зданий (сборно-разборные, контейнерные, трансформирующиеся, тентовые, пневматические и комбинированные).

Быстровозводимые здания и сооружения – объекты, конструкции которых обеспечивают их оперативный монтаж со сроками, значительно меньшими по сравнению с нормативной продолжительностью строительства. Как правило, быстровозводимые объекты, в отличие от мобильных, не предназначаются для разборки и транспортирования на новое место. Совокупности функционально взаимосвязанных быстровозводимых и мобильных объектов и их инженерных систем формируют быстровозводимые и мобильные здания и комплексы. К быстровозводимым комплексам можно отнести объекты из особых, часто некапитальных конструкций, которые позволяют построить здание в сроки, значительно меньшие, чем это предусмотрено для сопоставимых капитальных конструкций по принятым нормам продолжительности строительства. Главной целью быстровозводимых комплексов является сокращение сроков строительства и ускорение ввода в эксплуатацию.

Разработка перспективных быстровозводимых комплексов должна базироваться на учете их полного жизненного цикла, состоящего из следующих основных стадий: индивидуального или типового проектирования; опытного или серийного производства; транспортирования; монтажа; демонтажа; собственно эксплуатации; консервации и ликвидации. Первоочередные усилия в области создания мобильных комплексов «нового поколения» принимаются в следующих направлениях: пневматические, телескопические, складывающиеся и раздвижные конструкции, унифицированные многофункциональные контейнеры полной заводской готовности; сборно-разборные сети тепло-, водо- и газоснабжения, канализации; автономные источники инженерного обеспечения; технологии энергоэффективных, экологически чистых, «растущих» и заглубленных объектов; прогрессивные несущие, ограждающие и отделочные строительные материалы – алюминий, металлокерамика, титан, стекловолокно, армированный пенополиуретан, пробка.

В настоящее время в нашей стране используется 26 основных мобильных конструктивных систем, включающих 18 систем контейнерного и 8 систем сборно-разборного типов. Согласно данных серии строительных каталогов Госстроя РФ класса СК-6, на основе данных систем выпускаются более 250 разновидностей конкретных зданий и сооружений, различающихся по функциональному назначению, мощности, климатическому исполнению, стоимости и других технико-экономическим показателям. По виду гражданские мобильные объекты представлены 5 группами: жилые, общественные, производственные, складские и вспомогательные, которые имеют свыше 70 разновидностей. По исполнению они подразделяются на применяемые преимущественно в северных (С), обычных (О1, О2) и южных (Ю) природно-климатических условиях.

При строительстве быстромонтируемых большепролетных производственных и складских сооружений, торговых комплексов и павильонов основным решением стало строительство каркасных зданий с обшивкой их сэндвич-панелями. Эта технология позволяет возводить быстро производственные цеха, промышленные сооружения, ангары, складские комплексы и крупные торговые центры. Несущей структурой быстровозводимых зданий и сооружений является каркас из стальных профилей, который выполнен с помощью чередования вертикальных опор и горизонтальных балок, скрепленных жесткими узлами на сварных соединениях. Данное решение обеспечивает необходимую жесткость каркаса и достаточную несущую способность. Все составляющие несущего каркаса грунтуются с целью защиты от коррозии. В качестве ограждающих конструкций наружных стен широко используются сэндвич-панели, что обусловлено низкой стоимостью и высокими физико-механическими характеристиками. Также иногда ограждающие конструкции выполняются в виде полистовой сборки – последовательной установки внешних и внутренних ограждающих конструкций с укладкой утеплителя.